Logo

  • Категория: Статьи
  • Просмотров: 12244
  • Печать

sport stress Каждому из нас знакомо чувство страха или тревожности.
 Тревога и страх – неотъемлемые спутники людей. Иногда в жизни возникают такие ситуации, когда страхи оказываются настолько велики, что человек даже не в силах действовать. Мы сейчас не будем обсуждать, хорошо это или плохо и для чего нам даны эти чувства. Мы попробуем заострить ваше внимание на том, что в жизни мотогонщика-спортсмена тревога, страх, тревожность имеют особое значение.


 Любой спорт – это обязательное наличие тренировок, причём не только тренировок физических, но и тренировок по преодолению собственной неуверенности, страхов, тревожности, сомнений. В мотокроссе как спорте, связанном с повышенным риском, при подготовке спортсмена не обращать внимания на такую вещь, как страх, нельзя.
 Но нужно разграничивать понятия «тревога», «тревожность» и «страх». Некоторые психоаналитики используют термины «тревога», «тревожность» для обозначения чрезмерного мрачного предчувствия. Под «страхом» имеется в виду осознанная оценка реальной угрожающей ситуации (когда человек понимает, что все в данном конкретном  случае может закончиться для него или других людей трагично). А под «тревожностью» принято понимать как черту личности, так и состояние.
 Как черта личности тревожность характеризует имеющуюся в каждом из нас привычку, склонность испытывать опасения, страх в большинстве ситуаций. Некоторые психологи считают, что уровень общей тревожности объясняется тем, насколько близко человек ощущает свою собственную кончину, и эта особенность связана с общим страхом смерти.
 Когда же тревожность рассматривается как состояние, обычно имеется в виду ситуационная тревожность или тенденция человека испытывать беспокойство только в специфических ситуациях. Например, у некоторых спортсменов есть склонность испытывать тревожность только в чрезвычайных и специфических ситуациях, таких как очень важные соревнования в конце сезона. При этом обычно спортсмен  не испытывает такого уровня тревожности перед менее важными встречами.
 Помимо общей и специфической тревожности, которую мотогонщик, как и любой другой человек, может испытывать в различных жизненных и стрессовых ситуациях, для него и его тренера кроме этого важно знать и учитывать и некоторые другие параметры проявления тревожности.
 Во-первых, существует тревожность в связи с ожиданием неудачи – это боязнь мотоспортсмена не соответствовать ожиданиям или боязнь подвести своего тренера или родителей, возлагающего на него большие надежды (такая тревожность связана с восприятием социальных последствий его успеха или неудачи в данной ситуации).
 Нацеливать юного мотогонщика на победу в соревнованиях, безусловно, нужно. Не стоит лишь перебарщивать, настраивать его на победу любой ценой, без учёта реальных возможностей и объективной оценки соревновательной ситуации. К сожалению, стоит признать, что часто родители усугубляют проблему. Нет ничего проще и страшнее, чем в сердцах сказать ребёнку нечто вроде: «Я столько денег в тебя вложил, а ты не хочешь нормально ехать!», «газу давай!», «олух, давай быстрее» и т.д. К сожалению, такие фразы могут вызвать у юного спортсмена не только неуверенность в себе и обиды на взрослых, но и отвращение к победе, результату, а то и вообще к мотокроссу.
 Во-вторых, есть так называемая травматическая тревожность - боязнь получить серьёзную физическую травму или смерть во время тренировок или соревнований. Если ребёнок постоянно видит озабоченность по этому поводу своих тревожных родителей (чаще всего, мамы), ему сложнее будет справиться с этим видом тревожности. Поэтому для преодоления травматической тревожности у юного мотокроссмена необходимыми условиями становятся позитивный настрой окружающих его взрослых, убеждение в необходимости соблюдения жёстких мер дисциплины и правил безопасности на тренировках и постоянная работа над собой, то есть повышение собственной самооценки и уверенности в себе («я – хороший, здоровый, уверенный в себе человек, у которого в жизни всё складывается хорошо»).
 В-третьих, тревожность может зависеть от возраста спортсмена. По данным некоторых западных исследователей, которые изучали уровень тревожности у людей различного возраста, тревожность повышается в позднем подростковом (юношеском) возрасте (14-18 лет), но к 30 годам снижается, и вновь повышается в возрасте после 60 лет. Но нужно учесть, что эти исследования были сделаны на Западе, и у русских спортсменов возрастные характеристики тревожности могут быть совершенно другими (в России подобные исследования пока не проводились).
 В-четвертых, тренеру важно знать степень тревожности своих подопечных. Её можно определить с помощью наблюдений или специальных психологических методик. Считается, что все люди условно делятся на высокотревожных и низкотревожных. Высокотревожный спортсмен может плохо справиться с новым заданием в самом его начале, тогда как менее тревожный лучше адаптируется. Однако после того, как задача освоена, в деятельности высоко- и низкотревожных людей проявляются незначительные различия. Следовательно, тренер может лучше определить уровни тревожности у спортсменов в течение первых тренировочных дней или когда он им предлагает новое тактическое задание или упражнение. Тревожность проявляется и в других ситуациях, когда соревновательный стресс выражен ярче всего, например, во время наиболее ответственных гонок с равными соперниками.
 Как тренеру работать с тревожностью или, говоря другими словами, можно ли юного мотогонщика подготовить или адаптировать к стрессу? И можно, и нужно. Как это сделать, будет зависеть от того, к какому типу относится ребёнок. У высокотревожных людей больше вероятность нарушения деятельности в условиях стресса, у низкотревожных меньше. Длительное воздействие значительного стресса (например в условиях войны) может привести к срыву даже очень устойчивых людей. С другой стороны, систематическое преодоление умеренного или постепенно возрастающего стресса часто способствует созданию прочности у человека (психологической и, возможно, физиологической), которая позволяет ему лучше справляться со стрессом. Таким образом, существует тенденция адаптироваться к стрессу, возможность научиться управлять им, если его интенсивность не слишком велика.
 Тренер и все, кто работает с мотогонщиком, должны создавать такие ситуации, чтобы юный спортсмен постепенно адаптировался к стрессовым условиям, с которыми ему придётся встретиться. Нужно проверить, какой величины стресс спортсмен может преодолеть в данный момент, и попытаться с учётом этого не слишком превышать его устойчивость по отношению к стрессу.
 На мотогонщика могут действовать самые различные виды стрессов, характер их влияний зависит от особенностей его индивидуального опыта или отношения к себе и спортивным занятиям. Спортсмены отличаются один от другого как по содержанию стрессоров, которые могут на них действовать, так и по кумулятивному эффекту стресса на их деятельность. Все мы испытывали на себе синдром «на меня навалилось столько...». Поэтому хорошо адаптированный и спокойный спортсмен, у которого вдруг без видимой причины происходит срыв до соревнования или во время выступлений, обычно бывает озабочен другими проблемами внеспортивной деятельности. Если накануне важного соревнования у мотоспортсмена возникают ещё личные, экономические или учебные проблемы, то даже самый устойчивый человек может не выдержать.

 

Резюме
Итак, в этой статье мы разобрались в том, что не всякая тревожность действует неблагоприятно на спортивную деятельность. По-видимому, для успешного выступления необходим некоторый оптимальный уровень стресса. С другой стороны, если мотоспортсмен чрезмерно встревожен или подошёл к соревнованию с отношением «а мне все равно», то скорее всего, он выступит неудачно.
Тревожность представляет собой как личностную черту, так и временное состояние. Кроме того, тревожность чаще всего бывает наибольшей до или после стрессовой ситуации в спорте. Сама деятельность часто способствует снижению тревожности. Что касается действия тревожности на результативность выступления, то она взаимодействует с потребностью в достижении и социальными и экономическими условиями, в которых находится спортсмен.
Во время тренировок тренер должен наблюдать не только за технической подготовкой спортсмена для осваивания новых техник управления мотоциклом, но и за психологическим состоянием мотокроссмена, наличием умеренного, но не чрезмерного стресса. Естественно доводить ситуацию до откровенного страха и оказывать давление на спортсмена недопустимо.
Также будьте внимательны к изменениям тревожности, связанной с возрастными изменениями спортсмена и помогайте в преодолении внеспортивных проблем перед важными в сезоне стартами.
Рассмотрение общих результатов исследований позволяет наметить основные принципы, необходимые для понимания поведения спортсмена в условиях стресса. Однако представляется не менее важным специально остановиться на двух вопросах: а) специфические страхи у спортсменов, б) методы, применяемые самими спортсменами, их тренерами и специалистами для регуляции уровня тревожности и в)технические методы, способствующие преодолению страха и тревожности.
Этим вопросам будет посвящена следующая статья, которая будет доступна только в нашей специальной рассылке «Мир мотокросса». Подписывайтесь на нашу рассылку, введя Ваше имя и е-майл в форму ниже, и статья придёт к Вам на почтовый ящик:

Ольга Баранова, Мария Бавыкина

© Мотоциклетная Федерация Краснодарского края